1. Общие положения
1.1 Школьный музей (далее – музей) является структурным подразделением МОУОО Малокаменская школа, действует на основании Закона РФ «Об образовании», а в части учета и хранения фондов Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
1.2 Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3 Профиль и функции музея определяются задачами ОУ.
1.4 Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы, с деятельностью ДОО «».
1.5 Школьный музей работает на общественных началах. Он создан в общеобразовательной школе под руководством педагогов при участии общественности.
2. Цели и задачи.
2.1 Школьный музей ставит своей целью создание оптимальных условий в использовании краеведения в воспитании и обучении подрастающего поколения.
2.2 Задачами школьного музея являются:
- воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе;
- формирование у школьников исследовательских навыков, основ научного мышления;
- организация проектной деятельности обучающихся
.3. Основные понятия
3.1 Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
3.2 Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
3.3 Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
3.4 Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.
3.5 Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.
3.6 Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
4. Функции музея
4.1 Основными функциями музея являются:
- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов
;- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительной, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления.
5. Содержание и формы работы
5.1 Школьный музей в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ , законом РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Положением о музейном фонде РФ, Положением о Государственном архивном фондом РФ, Типовым положением о музее, работающем на общественных началах, нормативными актами, инструктивно методическими документами Министерства образования РФ и настоящим положением.
5.2 Актив музея проводит следующую работу:
- изучает литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея тематики;
- систематически пополняет фонды музея путем активного поиска в туристических походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях и используя другие формы работы;
- обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;
- создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
- оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;
- участвует в работе штаба школьного самоуправления;
- принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея зданий общественных организаций.
6. Организация и деятельность музея
6.1 Организация школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской туристической и экскурсионной работы школьников, педагогов, родителей и общественности
6.2 Учредителем музея является МОУ ОО Малокаменская школа. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый директором школы.
6.3 Деятельность музея регламентируется Положением, утвержденным директором школы.
6.4 Обязательные условия создания музея:
- актив музея, способный осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;
- руководитель - педагог, активное участие в этой работе педагогического коллектива
;- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;
- экспозиция, отвечающая по содержанию и формированию современным требованиям;
- помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.
6.5 Учет и регистрация музея осуществляются в соответствии с действующими правилами.
7. Руководство деятельностью музея
7.1 Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.
7.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.
7.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.Совет музея на своих заседаниях решает вопросы
- о включении в фонды музея памятников истории, культуры и природы, поступивших в процессе комплектования, при участии в этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений;
- рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы;
- заслушивает отчеты поисковых групп;- обсуждает основные вопросы деятельности музея;
- организует подготовку экскурсоводов, лекторов и учебу актива.
7.4 В целях организации работы музея из числа его активов могут создаваться группы во главе с членами совета музея:
поисковая,
переписки,
фондовая,
экскурсионная,
лекторская,
экспозиционная или художественно-оформительская.
7.5 В помощь музею может быть создан совет содействия. В его состав входят: учителя, представители государственных музеев, архивов, местных отделений обществ охраны памятников истории и культуры, обществ охраны природы, шефствующих предприятий; ветераны войны и труда; родители и представители органов местного самоуправления.
8. Учет и обеспечение сохранности фондов музея
8.1 Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
8.2 Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель ОУ.
8.3 Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
8.4 Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
8.5 Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
8.6 В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественные музеи решает МОУ ОО Малокаменская школа и оформляется соответствующим приказом.
9. Реорганизация (ликвидация) музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
совета ветеранов и родители обучающихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЕЯ
Музей ОУ работает в рамках представленной программы деятельности, планирования по конечным результатам, сообразно представленной социализированной модели личности выпускника.
Доминирующими принципами деятельности музея являются:
- принцип гуманизма;
- принцип демократизации;
· принцип творчества и увлекательности;· принцип сотрудничества
;· принцип культуросообразности.
Основные направления краеведческой работы:
¨ поисковая;
¨ музейная (экскурсионная);
¨ творческая;
¨ исследовательская.
Участие детей в музейной работе представляет огромные возможности: учащиеся приобщаются к своей локальной истории, изучают памятники местного значения, встречаются с односельчанами, проводят экскурсии, приобщаются к культурному наследию прошлого, что позволяет сохранить «культурно-историческую» среду. Это действительно сегодня важно и ценно, так как приобщение к истории создаёт единство всей жизни с укладом народа, его общей культурой.Тесная работа учащихся с краеведческим музеем даёт возможность накопления исторических впечатлений от встреч с подлинниками музейных экспонатов, позволяют войти в атмосферу и круг проблем культуры эпохи представляемого экспоната. А Экспонаты нашего школьного музея имеют различную датировку: от 40 тысяч лет назад (нуклеусы) - до современности. Поэтому музей – это активное звено в системе приобщения к истории, культуре своего края, важное звено учебно-воспитательной работы в школе.
Цель краеведческой работы – создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей.
Задачи:
¨ приобретение навыков исследования, поиска учащимися;
¨ воспитание уважения и любви к своему краю, как особо значимой области исторического сознания;
¨ развитие экскурсионной деятельности;
¨ научить учащихся работе с информационной базой источников школьного музея.
Предполагаемый результат: Достижение социальной компетентности обучающимися. Формирование образа нового человека, человека 21 века: тонкой души, человека, способного понять другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира, любить свою Родину, уважать традиции, приумножать историческое наследие, развитие патриотических качеств.
Формы работы с учащимися: экскурсии в школьный краеведческий музей, участие в работе экспозиционных выставок, проведение на базе музея учебных занятий, внеклассных мероприятий, праздников, составление легенд экскурсий, оформление выставок.
Участники краеведческого движения: учащиеся 1 - 9 классов, педагоги школы, жители хутора Малая Каменка.Ежегодно на базе музея школы проводятся тематические экскурсии, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, презентациях школы. Так, в 2009 – 2010гг. были проведены учебные занятия: «История основания хутора Малая Каменка» - 2 – 4 классы, «Улицы моего хутора. Топонимика» - 2 класс, «История вещей» - 4 класс, «Герои в нашей жизни» - 5-6 класс, «Мы рождены быть патриотами» - 9 класс, «Школьник и война» - 7 класс, общешкольное мероприятие «Посидим по-хорошему» 5 – 9 классы, «История моей школы» 1-9 классы, проводятся ежегодно уроки мужества.Активисты школьного музея увлечены своей деятельностью: экскурсионная работа организуется ими самостоятельно, учащиеся проводят исследования, прикасаясь к историческому времени, работая с людьми, которые сохранили историческую память.
Воссоздана полностью история хутора .Все эти представленные работы выполнены на основе фондовых источников музея, что отражает реализацию главной задачи школьного музея – посредством музейных экспонатов раскрывать историю хутора, боевого пути солдат военного времени, создавать библиографические описания односельчан. Музей школы посещают жители хутора, дарят музею экспонаты. Частые гости нашего музея – это не случайность. Музей в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего – наш музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного – памяти истории.
Поисковая работа позволяет собирать интереснейшую информацию. Встречи со старожилами хутора,его жителями создают особый влиятельный воспитательный аспект для учащихся. Созданная психологически-позитивная обстановка деятельностного сотрудничества определяет условия для радостного общения, своими впечатлениями делятся не только гости, но и ребята. Так, в результате взаимодействия, на протяжении последних лет в музее школы созданы экспозиции: история хутора Малая Каменка, история судеб отдельных личностей, история рода семей, история пионерской организации.Отзывы о посещениях музея эмоционально - позитивны.
Фондовое пополнение музея осуществляется собственными силами: краеведами школы и жителями хутора, как условие деятельностного сотрудничества.Всю свою творческую деятельность учащиеся основывают на поисковой работе, связанной с различными источниками информации: архивными документами, фотографиями, книгами, заметками периодической печати, интервьюировании, анкетировании, наблюдении. Обращение к различным видам информации позволяет устанавливать более конкретную и обоснованную достоверность истории предметов, давать исторические оценки.Постепенно у школьников, в результате музейной работы происходит как бы переоценка ценностей: что не замечалось раньше, теперь наполняется новым смыслом, новым содержанием, старинные вещи приобретают в сознании учащихся совершенно новое звучание именно тогда, когда они с ними соприкасаются.Все действия, производимые хранителями музейных экспонатов, памятников, основываются на личностном интересе учащихся, их индивидуальности, через самоопределение значимости своей деятельности, что позволяет учащимся посредством музейной деятельности достигать социальной компетентности. Краеведы школы (музейщики) организуют системно акции «Ветеран», «Милосердие», «Я – гражданин!».В ходе проводимых акций учащиеся на уроках технологии, изобразительного искусства – изготавливают своими руками поделки, рисунки, которые вручаются ветеранам, жителям хутора, проживающим в нашей территории. К каждому празднику вручаем частичку своего тепла нашим пожилым людям. Составляются биографические описания участников Великой Отечественной войны. Подготовлены экскурсоводы из учащихся по темам:
а. Наши ветераны - участники Великой Отечественной войны.
б. По местам боевой славы донской земли.
в. Наши хуторские династии.
г. Судьбы наших выпускников.
д. История нашей школы.
Советом музея были организованы экскурсии:
а. в г. Каменск (краеведческий музей, стеклотарный завод, при горвоенкомате)
б. в г.Волгоград - места боевой славы
в. в г.Таганрог (краеведческий музея, чеховские места, боевая слава, город,
созданный Петром I)
г. в г.Белая Калитва, Таганрог,; Новочеркасск
Подготовлены заочные путешествия по темам:
а. По местам боя: 13 героев Советского Союза (х..Красновка)
б. По местам боев Миус-фронта
в.Боевой путь 5 гвардейского кавалерийского казачьего корпуса
В книге учёта основного музейного фонда ведётся чёткая запись, даются описательные характеристики поступающих экспонатов, обеспечивается сохранность памятников естественной истории, сохраняются культурные традиции, историческое прошлое.
Музей имеет в своем фонде:
а. Документы казачьей династии Калмыковых XIX века.
б. Наградные документы участников Великой Отечественной войны - хуторян
в. Ордена, медали хуторян, Участников Великой Отечественной воны.
г. Награды, документы хуторян - ветеранов труда, работников тыла.
д. Оформленные материалы «Хуторяне - воины всех войн».
История хутора Малая Каменка
История школы х.Малая Каменка
История колхоза х.Малая Каменка
История первых объектов индустриализации. Каменский стеклотарный завод.
В работе музея уделяется много внимания топонимическим сборам, выявляются микротопонимы, что имеет большое познавательно-информационное значение. Фондовое использование экспонатов и материалов находит отражение при написании исследовательских проектов учащихся, развитию индивидуальности личностного статуса детей (через поиск-исследование). По определённым проблемам определяется практичность их состояния, овладение навыками анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования.На протяжении всего 2009 - 2010 года активисты нашего школьного музея активно сотрудничают со средствами массовой информации( телеканалы Дон ТР, Россия )предоставляя сведения о поисковой работе, встречах с ветеранами, публикуются сочинения учащихся, исследовательские проекты (фрагментарно), стихи учащихся.
В 2009-2010 году :
-были изготовлены передвижные выставки, посвященные 65 – летию Победы:
А) Помним ушедших в битву за Москву
Б) 900 дней мужества и подвига
В) Долгие дороги войны
Д) Идет война народная (партизанское движение)
Е) К истории наград в Великой Отечественной войне.
-принимали участие в «Вахте памяти» и параде посвященному «Дню Победы»;
-проведена линейка « Фронтовики, Наденьте ордена»
Ежегодно, в рамках проводимой предметной недели по истории проводится в 5-9 классах краеведческая игра «Час у деда-краеведа», учащиеся показывают знания по истории своего хутора, выражают свои чувства, эмоции, что позволяет их узнавать как личностей гражданско-патриотической направленности. Занимаясь краеведением, учащиеся в процессе поиска информации при взаимодействии с другими субъектами выражают свои жизненные ценности, становятся более ответственными в деятельности. Организуемая работа имеет практическую значимость; воспитывается любовь и уважение к истории; чувства патриотизма, личной сопричастности к возрождению и духовному обновлению
Приложение 1
Министерство образования Российской Федерации
СВИДЕТЕЛЬСТВО
№ 10194
о присвоении звания «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Комплексно-краеведческому музею
_________ Малокаменской основной________
(наименование музея)
_______ общеобразовательной школы______
_____ Каменского р-на Ростовской области
(школа, район, город, область, край, республика)
создание интересной композиции и успехи в воспитании учащихся
«20_» 04 20Q5 г.
Центр детско-юношеского туризма и краеведения
Приложение 2
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный центр детско-юношеского, туризма и краеведения
СВИДЕТЕЛЬСТВО
№ 12473
музея образовательного учреждения (школьного музея)
«Комплексно-краеведческий музей
___________ Малокаменской школы»_____________
(наименование музея)
______________ Каменский район________________
____________ Ростовской области_______________
(школа, район, город, область, край, республика)
Музей зарегистрирован ГОУ ДОД «ОбЛЭСТНОЙ ЦвНТр ДвТСКО-
(учреждение дополнительного образования детей)
юношеского туризма и экскурсий» г. Ростова-на-Дону
Перечень медалей ,переданных на хранение в музей.
Медаль "За 15 лет безупречной службы МВД СССР "
Медаль " За победу над Японией "
Медаль " 60 лет вооруженным силам СССР "
Медаль " За боевые заслуги "
Медаль " За победу над Германией "
Медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне "
Медаль " Участнику войны к 40 - летию победы в Великой Отечественной войне "
Медаль " Участнику войны к 30 - летию победы в Великой Отечественной войне
Медаль " За 20 лет безупречной службы МВД СССР "
Медаль " Ветеран труда ";
Медаль " В ознаменование тридцатой годовщине Советской Армии и Флота "
Медаль " Участнику войны к 40 - летию победы в Великой Отечественной войне "
Медаль " В ознаменование пятидесятой годовщине Советской милиции "
Медаль " К 60-летию Вооруженных сил СССР "
.Медаль " К 70-летию Вооруженных сил СССР "
Медаль " Участнику войны к 40 -летию победы в Великой Отечественной войне "
.Медаль " К 50-летию Вооруженных сил СССР "
Медаль "20 лет победы в Великой Отечественной войне "
Медаль " Участнику войны к 40 -летию победы в Великой Отечественной войне "
Медаль " Ветеран труда "
Медаль "30 лет победы в Великой Отечественной войне "
Медаль "50 лет победы в Великой Отечественной войне "
________________________________________________________________________________
Наши ветераны
К у л и ш о в
Сергей Михайлович
Родился 6 июля 1924 года в городе Каменск - Шахтинске
Славный путь прошла с боями наша Армия. Наши знамена овеяны славой побед под Духовщиной, Витебском, Таураге, Пилькалленом, Тильзитом.
Есть в этом заслуга и нашего земляка Сергея Михайловича Кулишова, война для которого началась 19 ноября 1942 года на Юго - западном фронте под Воронежем.
Служил Кулишов в 196 стрелковом полку. В одном из тяжелейших боев 8 ноября 1943 года получил контузию.
Потом в 151 отряде разведроты. Ни один раз Сергей Михайлович с товарищами ходил в разведку боем, устраивали засады, проводили поиски, брали «языков». По нескольку дней сидели бесшумно в наблюдениях. 24 сентября 1944 году были случайно обнаружены. Много разведчиков полегло тогда, а Кулишов был тяжело ранен в живот. Долго и трудно приходил в себя в госпитале в г. Речеца (Белоруссия).
Восстановившись после ранения, в 1945 году продолжил свой боевой путь сержант Кулишов на Дальнем Востоке.
Численность японских вооруженных сил ~ более 7 миллионов человек. Это была мощная и грозная сила, война с которой предстояла тяжелая.
Военная компания Вооруженных сил Красной Армии на Дальнем Востоке увенчалась блестящей победой. К концу августа сорок пятого было полностью закончено разоружение Квантунской армии, располагавшейся в Маньчжурии.
Тогда старшему гвардии сержанту Кулишову была объявлена благодарность от имени Верховного Главнокомандующего Советского Союза.
За годы войны Сергей Михайлович был награжден медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией», орденом «Слава III степени», орденом «Слава II степени».
Тараканов Александр Фёдорович
ПРОСТОЙ СОЛДАТ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Рано утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечест -венная война.
"Пришла война суровая. Зажгла огни багровые. Хлебнула вся страна Свинцового дождя..." В первые месяцы войны, когда положение на фронте было очень тяжелым, миллионы советских людей добровольно вступали в ряды Вооруженных сил, чтобы с оружием в руках помочь нашей армии сдержать натиск врага. Тараканов Александр Фёдорович не был исключением.
"Он был ещё школьником, Но очень верил ,
Что каждый в 16 мальчишеских лет Защиту своим любимым и близким От вражеских сил обеспечит навек." Александра Федоровича и всех ребят из класса забрали в военное училище. Время обучения тянулось очень долго. Каждому хотелось скорее отправиться на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Через пол года он попал со своими одноклассниками в зенитно-артиллерийский полк.
Взрывы, грохот, пламя, смерть и ранения своих товарищей - все вынес молодой боец. Трудно было ему, но и другим было не легче. Эта общая боль трудности сплотили воедино всех в борьбе против фашизма. " Что значит бой - не каждому расскажешь, Что значит боль - не каждому понять. Ценою жизней молодых мальчишек и девчонок За шагом шаг дорогу к миру протоптать." Его зенитно-артиллерийский полк участвовал во многих боях. Особенно запомнились бои под Ростовом. Это было в1943 году. Днем и ночью на город летели вражеские самолеты. Но гитлеровцы испытали на себе испепеляющий огонь зенитно-артиллерийского полка.
В гостях у ветерана учащиеся Малокаменской ООШ.
Дети с интересом слушали рассказ Александра Федоровича и рассматривали фотографии боевых лет.
Александр Фёдорович радушно принимает гостей у себя дома. За чашечкой чая он поведал ребятам историю своей фронтовой любви. В его полку воевала наводчица ПУА 30-2прибора управления зенитно--артиллерийского огня, которая после войны стала его женой. Лариса Андреевна имела звание ефрейтор. Семья образовалась лишь через несколько лет после победы. Александр Фёдорович еще 2 года находился в одной из частей нашей армии. Семья Таракановых прожили долгую и счастливую жизнь. Он работал на заводе, а она- в школе учителем. За свою трудовую жизнь каждый имеет медали и значки, много грамот. Эти медали находятся рядом с медалями за фронтовые заслуги.
Сейчас боевой подруги и любимой жены Александра Фёдоровича уже нет. Постарел и сам ветеран. Но в этой жизни он много сделал не только для своей семьи, но и для других людей.
В настоящее время Александр Федорович живет спокойной жизнью пенсионера. Но не будем забывать, что благодаря ему и миллионам других воинов наши поколения живут на земле.
В феврале 1943 года полк, где служил Александр Федорович, участвовал в освобождении города Новочеркасска.
Ветеран не слишком многословен. Он считает себя простым русским солдатом, который выполнял свой долг перед Родиной.
Но таких солдат было много. Это позволило освободить Новочеркасск.
В городе есть памятники, которые рассказывают о героях Великой Отечественной войны. За каждым из этих памятников - подвиг во имя Родины.
Александр Федорович не дошел до Берлина и встретил победу не у рейхстага, так как их полк вел бои на границе Германии. Но это не омрачило его радости, когда он узнал о победе над фашистской Германией.
"Он пришел широким, твердым шагом, День, когда утих последний гром, День, когда над взорванным рейхстагом Стяг победы полыхнул огнем. Вот она, высокая минута: Музыка, букеты свежих роз... И в огнях победного салюта Искорки людских счастливых слез..." Память о Великой Отечественной войне, о ее героях и их подвигах будет вечно жить в сердцах людей.
Ульянов Михаил Иванович
Родился 1921 года в хуторе Малая Каменка в семье Ивана Мироновича и Софьи Ивановны. Михаилу Ивановичу еще не
было 20-ти как началась война...
Началась война и Михаила Ивановича сразу призвали на фронт.
Его отправили в Белоруссию, город Брест. Оттуда и начался его боевой путь.
Затем была Чехия, Австрия, Германия эти государства он прошел с боями, и
знает каждую улицу, как в своем родном хуторе.
Михаил Иванович защищал родину в 69 танковой штурмовой бригаде, он был танкистом. В 1942 году во время очередного сражения его танк
подбили немцы, и он горел в танке. Боевые товарищи спасли его. С тяжелыми ранениями он попал в военно-полевой госпиталь, который находился тогда в городе Вене.