-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
-познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
-формирование гражданской идентичности обучающихся;
-приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
-готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки должна обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся.
МБОУ Малокаменская ООШ реализует ФГОС начального общего образования в 1-2-ых классах.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
-учебный занятия проводятся по 5 дневной учебной неделе в первую смену;
-используется «ступенчатый режим» обучения в первом полугодии :
1-я четверть ( сентябрь, октябрь)- 3 урока по 35 минут;
2-я четверть ( ноябрь, декабрь)-4 урока по 35 минут;
2 полугодие ( январь-май)- 4 урока по 45 минут
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
В федеральном компоненте (3-4 классы) и в обязательной части (1-2 классы) учебного плана представлено 3 часа физической культуры. Общее количество часов федерального компонента (2004 год) и обязательной части (ФГОС) в связи с этим увеличивается на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994.
Учебный план для 1 - 2 классов разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ходе формирования учебного плана для 1 - 2 классов МБОУ Малокаменская ООШ руководствовалась следующими нормативными актами:
-приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 г. выставлен на сайте: http://standart.edu.ru);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-Письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».
- Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ростовской области (недельным) на 2012-2013 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( в соответствии с приложением № 2 к приказу министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.05.2012 года № 387 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2012-2013 учебный год».)
Учебный план для 3-4 классов разработан в соответствии со следующими нормативными актами:
-приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312».
-Приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
- Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ростовской области (недельным) на 2012-2013 учебный год в рамках реализации БУП -2004 для начального общего образования ( в соответствии с приложением № 3 к приказу министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.05.2012 года № 387 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2012-2013 учебный год».)
В 4-х классах вводится учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в объеме 1 часа . Данный курс является обязательным, поэтому в федеральном компоненте учебного плана для 4 класса уменьшается на 1 час «Литературное чтение» и при этом остается общий объем обязательной нагрузки – 23 часа
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Особое место на ступени основного общего образования принадлежит 5-6 классам.
Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.
Особенности развития детей 11—12 лет (5-6 классы) связаны:
-с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-с осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных действий, таких как моделирование, контроль и оценка, проектирование собственной учебной деятельности;
-с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
-с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;
-с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества: переход от классно-урочной к лабораторно-семинарской и практико-исследовательской деятельности.
На основной ступени обучения реализуется стандарт 2004 года. Данный учебный план сохраняет все свои позиции прошлого учебного года.
В целях оптимизации учебной нагрузки нормативно устанавливается пятидневная учебная неделя. Продолжительность учебного года в 5-9 классах- 34 учебных недели и государственная ( итоговая ) аттестация в 9 классе.
Учебный предмет «Природоведение» (2 часа) изучается в 5 классе .
Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс и включает разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» по модульному принципу на интегративной основе.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. Часы «Технологии» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения .
В 5-9 классах в федеральном компоненте введено по 3 часа физической культуры в каждом классе. В связи с этим федеральный компонент увеличен на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994.
Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования являются:
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс в объеме 1 часа в неделю. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».
Часы компонента образовательного учреждения в 5-9 классах распределены следующим образом:
- Для расширения содержания учебных предметов федерального компонента учебного плана: Русский язык в 9 классе, ОБЖ в 5-7 классах, Технология в 9 классе;
- Для введения новых учебных предметов: Черчение в 8 классе, Основы православной культуры в 5-9 классах.
В 9 классе завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.
Учебный план
МБОУ Малокаменской ООШ (недельный)
на 2012-2013учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Предметные области | учебные предметы классы | Количество часов в неделю | ВСЕГО | |
I | II | |||
| Обязательная часть |
|
| |
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 10 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 8 | |
Иностранный язык | – | 2 | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 8 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 4 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | – | - | - |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 2 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 2 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 2 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 6 |
Итого | 21 | 23 | 44 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | – | 0 | 0 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе | 21 | 23 | 44 |
Учебный план
МБОУ Малокаменской ООШ (недельный)на 2012-2013 учебный год в рамках реализации БУП – 2004 для начального общего образования
Учебные предметы
Классы | Всего |
| ||
III | IV |
| ||
Федеральный компонент |
|
|
| |
Русский язык | 5 | 5 | 10 | |
Литературное чтение | 3 | 2 | 5 | |
Иностранный язык | 2 | 2 | 4 | |
Математика | 4 | 4 | 8 | |
Основы религиозных культур и светской этики | - | 1 | 1 | |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2 | 2 | 4 | |
Музыка | 1 | 1 | 2 | |
ИЗО | 1 | 1 | 2 | |
Технология (Труд) | 2 | 2 | 4 | |
Физическая культура | 3 | 3 | 6 | |
Итого: | 23 | 23 | 46 | |
Компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | 0 | 0 | 0 | |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 23 | 23 | 46 | |
Учебный план
МБОУ Малокаменской ООШ (недельный)
на 2012-2013 учебный год в рамках реализации БУП – 2004
для основного общего образования
Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Федеральный компонент |
|
|
|
|
|
|
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 21 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Обществознание (включая экономику и право) | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
География | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Природоведение | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Физика | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Химия | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 4 |
Биология | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
ИЗО | 1 | 1 |
|
| 2 | |
Технология | 2 | 1 |
| 4 | ||
Технология |
|
| 1 |
|
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 9 | ||
Итого: | 27 | 21(+7слито) | 30 | 25(+ 6слито) | 30 | 134 |
Компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | 2( 2 слиты) | 1(1 слит) | 1(1 слит) | 3 | 7 | |
Технология |
|
|
|
| 1 | 1 |
ОБЖ | 1 | 1 |
|
| 2 | |
Русский язык |
|
|
|
| 1 | 1 |
Черчение |
|
|
| 1 |
| 1 |
Основы православной культуры | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
Итого: | 29 | 21 (9слиты) | 32 | 26 (7 слиты) | 33 | 141 час |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 | 157 |
Слитые классы
|
3.2. Сведения об учебных программах, реализуемых образовательным учреждением
Таблица 4
Предмет | Наименование программы | Статус (государственная, авторская) | Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения)
| Классы, уровень (углубл., коррекц., базов.) |
Обучение грамоте.
| Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Обучение грамоте (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько)
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Русский язык | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Русский язык В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Литературное чтение | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Математика | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Математика .М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова С. И. Волкова, С. В. Степанова
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Окружающий мир. | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Окружающий мир («Мир вокруг нас») А. А. Плешаков
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Изобразительное искусство | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Изобразительно искусство Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Музыка. | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Музыка Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Технология. | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Технология Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Физическая культура | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Комплексная программа физического воспитания В. И. Лях
| государственная | Просвещение, 2011 | 1,базовый |
Русский язык | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Русский язык В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
| государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Литературное чтение | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
| государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Английский язык | В.П. Кузовлев,
| государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Немецкий язык | Немецкий язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Бим И. Л., Рыжова Л. И. | государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Математика | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Математика М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова С. И. Волкова, С. В. Степанова | государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Окружающий мир. | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. Окружающий мир («Мир вокруг нас») А. А. Плешаков | государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Изобразительное искусство | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Изобразительно искусство Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева
| государственная | Просвещение, 2011 | 2,базовый |
Музыка. | Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Музыка Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
| государственная | Просвещение, 2011<… Продолжение » |